Страховые «ужастики»: имидж рынка

Меренков Александр
Еще года три назад страховщики заботились о своем имидже, пытались, хотя бы внешне, производить впечатление солидного, социально ответственного рынка. Но с наступлением кризиса ситуация резко изменилась. Этичными остались только страховщики, «сидящие на трубе» естественных монополий или крупных финансово-промышленных групп. Компании, работающие в ритейле, забыли об этике, как только объем сборов стал падать.
Основные проявления такой быстро модифицировавшейся стратегии работы легко перечислить:
•    использование страховщиками черного PR в борьбе за клиента;
•    жуткий демпинг по основным видам страхования;
•    завышенное агентское вознаграждение;
•    навязывание жестких и подконтрольных правил игры крупными игроками средним и мелким;
•    выкручивание рук страховщикам со стороны агентов и брокеров;
•    активная борьба со страховщиками юристов и оценщиков, причем якобы на стороне клиента, но в свою пользу. Ну и т.д.
Плоды такого поведения рынок уже пожинает. Цены на страхование упали, по-моему, до своего исторического минимума. Остается только начать доплачивать за право подписать полис. Агентское и брокерское вознаграждение превосходит все разумные экономические пределы, а с учетом выплат и РВД страховщики работают в минус уже в момент заключения договора.
Брокеры просто «кидают» страховщиков, не перечисляя им взносы и не возвращая полисы. При этом брокерам удается быстро находить все новых «доверчивых Буратин», которые пытаются разбогатеть на предлагаемом посредником портфеле. Агенты бегают из компании в компанию, как «наскипидаренные», пытаясь выгадать лишний процент комиссии. Оценщики, юристы, автосервисы, больницы, ремонтно-строительные организации стремятся любой ценой получить со страховщика максимум денег. В итоге доходит до ситуаций, когда клиенту дешевле оплатить услугу наличными, чем воспользоваться ею через страховщика.
Сами страховщики ведут войну друг с другом. Мы судимся, пишем претензии, жалуемся в контролирующие органы и общественные организации. Такое ощущение, что основная задача некоторых компаний – не привлечь клиента, а пнуть побольнее конкурента.
В итоге растет число тех, кому надоело связываться со страхованием, люди просто перестают покупать страховки для себя и своего бизнеса. Оставшиеся клиенты знают, что страховщики не платят, и любой ценой стремятся выжать из нас деньги, желательно с компенсацией морального ущерба.
Перспективы нашего рынка при такой картине не радужные. Доходность бизнеса падает, вероятность крупных и громких банкротств растет. Когда мы все же успокоимся и возьмемся за ум, цены на страхование поднимать будет сложно. Еще сложнее будет возвращать в цивилизованные рамки агентов и брокеров, которые уже привыкли диктовать свои условия страховщикам.
По-моему, всем пора начать считать деньги и понять, что сотрудничество выгоднее такой извращенной конкуренции. Пора понять, что на нашем рынке каждый отвечает за каждого и что плохая работа одного отражается на всех остальных. Страховым союзам надо поставить во главу угла вопросы этики, разработку правил поведения для страховщиков, агентов и брокеров. Всему рынку, клиентам и надзору существенно облегчит жизнь введение третейских судов, института медиации и страхового омбудсмена. И если нам хватит сил и разума пойти этим путем, то года за три доверие к страховщикам постепенно восстановится, а внутри рынка наконец-то наступит порядок и понимание.

Возврат к списку


Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
Авторизация     Регистрация